Несколько лет назад Ирина Муравьева пообещала: вот исполнится 70 лет, тогда все про себя и расскажу. Сдается, ответила так, чтобы отвязаться от приставучих журналистов. Те ее много лет пытали: что готовит, маринует, вяжет, шьет, собирает? А она не собирает, не вяжет, крестиком не вышивает. Она актриса, тем и интересна.

А ведь мечтала стать учительницей. Рассаживала кукол и вела уроки. Папа держал дочерей Люду и Иру в ежовых рукавицах. Военный, прошедший всю войну, он был привержен дисциплине и на службе, и дома. Без дела не болтаться, учиться только на пятерки (за четверку следовало наказание), после уроков сразу домой - по традиции, неукоснительно соблюдаемой, обедали всей семьей в строго назначенное время. Школу Ира окончила с пятерками. К десятому классу детская мечта стать учительницей была окончательно забыта. Только актрисой!

Кумир - Татьяна Доронина. Любимая книга - «Моя жизнь в искусстве» Константина Станиславского. Мечтала: вот станет артисткой, уедет из Москвы в маленький город, будет играть в местном театре все роли - большие и маленькие. А потом какой-нибудь великий режиссер, такой как Станиславский, создаст новый театр вроде Художественного, ее туда пригласит.

Ее не приняли ни в один театральный институт Москвы. Актрисы из вас не получится, сказали. На следующий год она снова подала документы и... снова с треском провалилась. Единственное место, куда рыжеволосую, курносую девочку взяли, была студия при Центральном детском театре. Однокурсники прозвали ее Бамбулой - Ира обожала цитировать детскую считалку: «Борец Бамбула выжал три стула и... мокрую тряпку».

На сцене ЦДТ переиграла она, кажется, всех мальчишек на свете. Впрочем, случались и женские роли - например, Ворона в «Снежной королеве». Не раз задавалась вопросом: почему режиссеры не видят в ней героинь? И все же жила в ней странная уверенность: все еще будет. Выходя на поклоны, бормотала под нос: «Дети, когда вырастете, не забудьте меня, пожалуйста». Однажды, лет 30 прошло, после спектакля к ней подошел мужчина: «Я вырос на ваших спектаклях в Детском театре. Еще школьником туда ходил».

В актерской среде самый большой комплимент -  «играет на сливочном масле». Про Муравьеву часто так говорят. Для режиссеров она - великая находка. Но сегодня работать в кино ее зовут нечасто. Она относится к этому философски: мол, понимаю, мой звездный час прошел, да и ролей, которые хотелось бы сыграть, нет.

Но по иронии судьбы самые любимые зрителями роли играть-то не хотела. Геральд Бежанов часами караулил у театра: в роли Нади Клюевой он видел только Ирину Муравьеву. Но она прочла сценарий и отказалась: кому интересны проблемы дурацкого конструкторского бюро? Какая-то история «из жизни насекомых». Да и название - «Самая обаятельная и привлекательная» - странное. Этой своей работы она стыдилась, краснела, едва услышав слова «самая обаятельная и...». Через много лет посмотрела фильм, удивилась: и чего стеснялась?
life-artists.ru/irina-muraveva/

Отредактировано lju-ker (2019-07-12 19:23:14)